Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №9 "Колобок"
Принято
на заседании педагогического
совета протокол №1
от "26" августа 2022г.
Утверждаю
Заведующий ______Худякова Е.Г.
Приказ №37-о
от "26" августа2022г.
Адаптированная образовательная программа
дошкольного образования
для детей с ФФНР, ТНР
на 2022-2023 учебный год
Содержание.
1. Пояснительная записка
2. Характеристика возрастных особенностей воспитанников
2.1.
Характеристика речевого развития детей с ФНР, ФФНР
2.2.
Характеристика речевого развития детей с ОНР.
3. Особенности осуществления образовательного процесса
3.1.
Цель, задачи и принципы деятельности учителя-логопеда
логопедического пункта ДОУ по реализации коррекционноразвивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи
4. Целевой компонент рабочей программы учителя-логопеда ДОУ
4.1.
Целевые ориентиры (планируемые результаты) образовательной
деятельности учителя-логопеда
4.2.
Промежуточные планируемые результаты по образовательной
деятельности учителя-логопеда
5. Содержательный компонент рабочей программы учителя-логопеда ДОУ
5.1. Описание коррекционной образовательной деятельности в
соответствии с направлениями речевого развития ребенка
5.1.1. Годовой план работы учителя-логопеда
5.1.2. Перспективный план работы с детьми 5-6 лет с ФНР, ФФНР и ОНР
5.1.3. Перспективный план работы с детьми 6-7 лет с ФНР, ФФНР и ОНР
5.1.4. Календарно-тематический план работы по формированию ЛГСР и
связной речи у детей с ОНР
5.1.5. План индивидуальной работы по звукопроизношению на
логопедическом пункте
5.2. Описание
вариативных форм, способов, методов и средств,
реализации рабочей программы учителя-логопеда
5.3. Особенности
взаимодействия учителя-логопеда с семьями
воспитанников
6. Организационный компонент программы
6.1. Материально-техническое обеспечение работы учителя-логопедаДОУ
6.2. Обеспеченность
методическими материалами и средствами
обучения коррекционного логопедического процесса
6.3. Особенности предметно-развивающей пространственной среды
логопедического кабинета
1. Пояснительная записка.
В настоящее время требования к образовательному процессу основываются на
федеральных
государственных
образовательных
стандартах
дошкольного
образования (ФГОС ДО) и требуют учета потребностей каждого ребенка и
максимальной индивидуализации. Многие проблемы трудностей в обучении
кроются в раннем и дошкольном возрасте, и очень часто могут быть обусловлены
нарушением
психофизического
сформированности
и
познавательных
речевого
развития,
интересов,
низким
незрелостью
уровнем
эмоционально-
личностной сферы, неблагоприятным социальным окружением или сочетанием тех и
других факторов.
Известно, что чем раньше начинается целенаправленная работа с ребёнком, тем более
полными могут оказаться коррекция и компенсация дефекта, а также, возможно
предупреждение вторичных нарушений развития. Современный этап развития
системы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, в
частности с нарушениями речи, в условиях дошкольного образовательного
учреждения
характеризуется
осуществлению
повышением
требований
коррекционно-образовательного
процесса
к
организации
и
и
направлено
на
социальную адаптацию и интеграцию детей в общество. Все вышесказанное
вызывает необходимость разработки содержания Рабочей программы оказания
логопедической помощи, коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда
в условиях логопедического пункта МБДОУ детский сад №9 «Колобок».
Рабочая Программа коррекционной образовательной деятельности учителя- логопеда
МБДОУ детский сад №9 «Колобок» рассчитана на 2022-2023 учебный год и
предназначена для детей 5-7 лет с нарушениями речи (ФН, ФФНР, ОНР и др.),
зачисленных на логопедический пункт ДОУ.
Данная Рабочая Программа является нормативно - управленческим документом
дошкольного образовательного учреждения, характеризующим систему психологопедагогического сопровождения детей с нарушениями речи
воспитательно-образовательного процесса.
в условиях
Нормативно-правовую основу для разработки Рабочей Программы коррекционноразвивающей образовательной деятельности учителя-логопедасоставляют:
Конвенция ООН о правах ребенка;
Декларация прав ребенка;
Основная Образовательная Программа дошкольного образовательного
учреждения (ООП ДОО).
Закон об образовании 2013 - Федеральный закон от 29.12.2012 N 273ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября
2013 г. №1155
Распоряжение Минпросвещения Российской Федерации от 06.08. 2020
г. № Р-75 «Об утверждении примерного Положения об оказании
логопедической
помощи
в
организациях,
осуществляющих
образовательную деятельность».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил» СП
«Санитарно-эпидемиологические
2.4.3648-20.
требования
к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
Программа логопедической работы по преодолению фонетикофонематического недоразвития речи у детей. Авторы: Т. Б. Филичева,
Г. В. Чиркина;
Программа
логопедической
работы
по
преодолению
общего
недоразвития речи у детей. Авторы: Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина,
Т.В. Туманова;
Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической
группе детского сада для детей с ОНР под ред. Н.В. Нищевой;
Положение о логопедическом пункте ДОУ;
Таким образом, Рабочая программа разработана с учетом целей и задач основной
образовательной программы дошкольного образования, потребностей
возможностей
воспитанников
ДОУ.
и
В программе определены
коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства
формирования
связной
речи.
фонетико-фонематической,
Данная
лексико-грамматической
сторон
и
рабочая программа предназначена для обучения и
воспитания детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет с различными речевыми
патологиями (в основном ФФНР, ОНР), зачисленных на логопедический пункт
ДОУ.
2. Характеристика возрастных особенностей воспитанников.
2.1.
Характеристика речевого развития детей 5-7 лет с ФФНР, ФНР
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — это нарушение процессов
формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за
дефектов восприятия и произношения фонем. Дети с ФФНР — это дети с
ринолалией, дизартрией, дислалией акустико-фонематической и артикуляторнофонематической формы. Без достаточной сформированности фонематического
восприятия невозможно становление его высшей ступени — звукового анализа.
Звуковой анализ — это операция мысленного разделения на составные элементы
(фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов. У детей с
сочетанием
нарушения
произношения
и
восприятия
фонем
отмечается
незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков,
отличающихся акустико- артикуляционными признаками. Уровень развития
фонематического слуха детей влияет на овладение звуковым анализом. Степень
недоразвития фонематического восприятия может быть различна.
В фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявляется несколькосостояний:
трудности в анализе нарушенных в произношении звуков;
при сформированной артикуляции неразличение звуков, относящихся к
разным фонетическим группам;
невозможность определить наличие и последовательность звуков в
слове.
Основные проявления, характеризующие ФФНР:
- недифференцированное произношение пар или групп звуков, т.е. один и тот
же звук может служить для ребенка заменителем двух или более звуков.
Например, вместо звуков «с», «ч», «ш» ребенок произносит звук «ть»:
«тюмка» вместо «сумка», «тяска» вместо «чашка», «тяпка» вместо «шапка»;
- замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию, т.е.
сложные звуки заменяются простыми. Например, группа свистящих и
шипящих звуков может заменяться звуками «т» и «д», «р» заменяется на «л»,
«ш» заменяется на «ф». «Табака» вместо «собака», «лыба» вместо «рыба»,
«фуба» вместо «шуба»;
- смешение звуков, т.е. неустойчивое употребление целого ряда звуков в
различных словах. Ребенок в одних словах может употреблять звуки
правильно, а в других заменять их близкими по артикуляции или акустическим
признакам. Например, ребенок умеет правильно произносить звуки «р», «л» и
«с» изолированно, но в речевых высказываниях вместо «столяр строгает доску»
говорит «старял стлагает дошку»;
- другие недостатки произношения: звук «р» — горловой, звук «с» — зубной,
боковой и т.д.
При наличии большого количества дефектных звуков у детей с ФФНР нарушается
слоговая структура слова и произношение слов со стечением согласных. Характер
нарушенного звукопроизношения у детей с ФФНР
указывает
на
низкий
уровень
развития
фонематического
восприятия.
Несформированность фонематического восприятия выражается в:
- нечетком различении на слух фонем в собственной и чужой речи;
- неподготовленности к элементарным формам звукового анализа и синтеза;
- затруднениях при анализе звукового состава речи.
У детей с ФФНР наблюдается некоторое недоразвитие или нарушение высших
психических процессов:
- внимание у таких детей может быть неустойчивым, нестабильным и
иссякающим, а также — слабо сформированным произвольное внимание,
когда ребенку трудно сосредоточиться на одном предмете и по специальному
заданию переключиться на другой;
- объем памяти может быть сужен по сравнению с нормой. При этом ребенку
понадобится больше времени и повторов, чтобы запомнить заданный
материал;
- отмечаются особенности в протекании мыслительных операций: наряду с
преобладанием наглядно-образного мышления дети могут затрудняться в
понимании абстрактных понятий и отношений. Скорость протекания
мыслительных операций может быть несколько замедленной, вследствие чего
может быть замедленным и восприятие учебного материала и т.д.
Исходя из перечисленных особенностей высшей нервной деятельности, дети с ФФНР
в педагогическом плане характеризуются следующим образом:
поведение может быть нестабильным, с частой сменой настроения;
могут возникать трудности в овладении учебными видами деятельности,
т.к. на занятиях дети быстро утомляются, для них сложно выполнение
одного задания в течение длительного времени;
возможны затруднения в запоминании инструкций педагога, особенно
— двух-, трех-, четырехступенчатых, требующих поэтапного и последовательного
выполнения;
в ряде случаев появляются особенности дисциплинарного характера.
В отличие от детей с ФФНР дети с фонетическим нарушением речи (ФНР) не имеют
нарушений фонематического слуха и восприятия.
ФНР - это нарушение звукопроизношения при нормальном физическом и
фонематическом слухе и нормальном строении речевого аппарата. Может
наблюдаться расстройство отдельного звука или нескольких звуков одновременно.
Как правило, такие нарушения звукопроизношения связаны с нарушением
артикуляционной моторики или ее недостаточной сформированностью. Ребенок не
может правильно выполнять движения органами артикуляции, особенно языком, в
результате чего звук искажается. (Моторное нарушение речи).
Такие расстройства могут проявляться:
в отсутствии (пропуске) звука – акета вместо ракета
в искажениях – горловое произнесение звука р, щечное — ш и т.д.
Чаще всего нарушаются:
1. свистящие звуки – С, З (и их мягкие пары), Ц
2. шипящие звуки – Ш, Ж, Ч, Щ
3. сонорные (язычные) – Л, Р (и их мягкие пары)
4. заднеязычные – К, Г, Х (и их мягкие пары)
Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого согласного
звука, но реже нарушаются те звуки, которые просты по способу артикуляции и не
требуют дополнительных движений языка (м, н, п, т).
2.2.
Характеристика речевого развития детей 5-7 лет с ОНР
ОНР - это такое речевое нарушение, при котором у детей с нормальным слухом и
относительно сохранным интеллектом наблюдается недоразвитие всех компонентов
речевой системы (фонетико-фонематического и лексико- грамматического). Это
обусловлено тем, что в процессе онтогенеза все компоненты развиваются в тесной
взаимосвязи, и недоразвитие какого-то
одного компонента вызывает недоразвитие других компонентов речевой системы.
Речевой опыт детей с ОНР весьма ограничен, языковые средства, которыми они
пользуются, являются несовершенными. Они далеко не полностью удовлетворяют
потребность устного обучения. Поэтому разговорная речь детей с данными
речевыми нарушениями оказывается бедной, малословной, тесно связанной
определенной ситуацией. Вне этой ситуации она становится часто непонятной.
Связная (монологическая) речь, без которой не может быть полноценного усвоения
приобретенных детьми знаний, либо развивается с большими трудностями, либо,
вообще, полностью отсутствует.
Все указанные отклонения в развитии речи самостоятельно не преодолеваются и не
исчезают. Поэтому речевое развитие таких детей можно обеспечить только при
условии
использования
системы
коррекционных
мероприятий,
предусматривающих формирование речевой практики, в процессе которой
происходит
овладение
фонематическими
и
лексико-
грамматическими
закономерностями языка, обучение речи как средству общения и обобщения.
Выделение ОНР - это выделение определенного симптомокомплекса. Данная группа
является сложной по нозологии и механизмам. Существуют различные категории детей:
дети с моторной и сенсорной алалией; дети с задержкой речевого развития как
симптом задержки психического развития; дети с дизартрией; дети с задержкой
речевого развития невыраженной этиологии.
Уровень общего недоразвития речи может быть различен: от полного отсутствия
речевых средств обучения, до развернутой речи с элементами фонетикофонематического и лексико-грамматического недоразвития.
Левина Р.Е. выделила три уровня общего недоразвития речи:
1. самый тяжелый – ОНР 1 уровня;
2. средний – ОНР 2 уровня;
3. более легкий – ОНР 3 уровня.
4. ОНР 4 уровня – выделен Филичевой Т.Б.
Общее недоразвитие речи I уровня.
Наблюдается почти полное отсутствие вербальных средств общения. Дети четырехпятилетнего возраста имеют очень скудный словарный запас, который включает не
более 20 слов. Ребенок использует либо слова - звукоподражания («би-би»), либо
лепетные слова (фрагменты полного развернутого слова, например, «уту» вместо
«петух»). Эти звуковые компоненты сопровождаются мимикой и большим
количеством жестов. Также много слов диффузного значения: одно слово имеет
много значений (например, «лапа» - это все то, с помощью чего передвигаются: и
ноги, и колеса, и лапы). За словом не закреплено конкретное значение. Иногда один
и тот же предмет называется различными словами. Ребенок меняет одно слово
другим (например, действие заменяет названием предмета, «кров» (кровать) вместо
«спать»). Очень грубо искажена звуковая структура слов, воспроизводится как
правило, односложная структура, реже двусложная.
Фонематические восприятия, анализ и синтез отсутствуют. Фонетическая сторона
речи тоже грубо нарушена, звукопроизношение смазанное. На этом уровне речевого
развития трудно определить, какой звук произносит ребенок. Пассивный словарь
шире активного, но понимание речи все же ограничено ситуацией. Грамматический
строй речи практически не сформирован. Словоизменение и словообразование
отсутствует. Появляется фраза, но в ней нет точной связи между словами, нет
грамматического оформления, связь отсутствует в виде просодики и интонации, т.е.
фразовая речь либо полностью отсутствует на первом уровне ОНР, либо
характеризуется фрагментарностью.
Общее недоразвитие речи II уровня.
На втором уровне речевые возможности ребенка значительно возрастают. У детей
имеется довольно большой словарный запас. В речи преобладают существительные,
мало глаголов, и еще меньше прилагательных. Очень много
в речи детей наблюдается вербальных ошибок (например, «стрехает» вместо
«чистит», «стирает», «моет»), особенно глагольных. Много смешений, наблюдается
неточность значений слов. В речи ребенка очень много аморфных глаголов
(«делает», «идет», «стоит» и т.п.). Ребенок использует фразовую речь. Появляются
распространенные предложения. С точки зрения количества слов предложения
довольно объемные, но грамматически фраза оформлена неправильно. Не все
формы дифференцируются правильно. Ребенок неправильно употребляет падежные
беспредложные
формы
(неправильное
согласование
существительных
и
прилагательных в среднем роде, особенно в косвенных падежах). Предложнопадежные конструкции воспроизводятся неправильно. Например: «Я была лелька»,
вместо «Я была на елке». В целом, предлоги и союзы используются редко. Для
детей со 2-ым уровнем ОНР характерны грубые нарушения грамматического строя
речи.
Наблюдается
большое
количество
аграмматизмов
при
употреблении
существительных, глаголов; прилагательные употребляются крайне редко, т.к. они
носят
отвлеченный
характер.
У
детей
усвоены
только
простые
формы
словоизменения. Словообразование грубо нарушено. Его практически нет, кроме
уменьшительно-ласкательных форм. У детей со 2-ым уровнем речевого недоразвития
синтаксически предложения значительно лучше сформированы, чем у детей с 1
уровнем ОНР. Понимание речи значительно улучшается. Ребенок дифференцирует
многие акустически близкие слова, но не все. Фонематическая сторона речи
нарушена, ребенок не может выделить звук на фоне слова. Звукослоговая структура
слов более развернута (ребенок воспроизводит два-три слова). Но наблюдается
грубое искажение многосложных слов, особенно слогов со стечением. Слова
воспроизводятся вариативно (например, «ада» вместо «звезда»). Нарушение
звукопроизношения носит полиморфный характер. Правильно произносятся
гласные и простые по артикуляции звуки. Как правило, наблюдаются стечения и
замены. Замены характеризуют задержку фонетического развития ребенка.
Таким образом, у детей с ОНР 2 уровня наблюдаются морфологические и
синтаксические аграмматизмы, примитивная связная речь, понимание речи остается
неполным,
т.к.
многие
грамматические
формы различаются недостаточно.
Общее недоразвитие речи III уровня.
Этот уровень характеризуется тем, что обиходная речь становится более
развернутой,
отсутствуют
грубые
фонетические
и
лексико-грамматические
нарушения. Звуковая сторона относительно сформирована, но остаются нарушения
произношения сложных по артикуляции звуков и нарушения звукослоговой
структуры слова. Особенно большие нарушения наблюдаются во всех формах
связной речи (рассказ по сюжетной картинке, рассказ на заданную тему). Есть
неточности
употребления
многих
слов,
вербальные
парафазии.
Имеется
несформированность семантических полей. В активном словаре присутствуют
существительные, глаголы, но мало прилагательных, сложных предлогов и союзов,
но они все-таки уже имеются. В активной речи используются преимущественно
простые распространенные предложения. Возникают большие трудности при
употреблении сложноподчиненных предложений. Наблюдается недостаточная
сформированность
и
неточная
дифференциация
форм
словоизменения
и
словообразования. Аграмматизмы наблюдаются в тех формах, которые поздно
появляются
в
онтогенезе.
Например,
согласование
существительных
и
прилагательных в среднем роде, употребление сложных предлогов «из-за», «из-под».
Очень часто отсутствуют связующие звенья в сложноподчиненных предложениях.
Наблюдается нарушение сложных форм фонематического анализа и синтеза.
Выражены нарушения в овладении чтением и письмом.
Таким образом, на третьем уровне ОНР наибольшие затруднения наблюдаются при
построении произвольной фразы.
Общее недоразвитие речи IV уровня.
Четвертый уровень речевого развития (Филичева Т. Б.) характеризуется
незначительными
нарушениями
компонентов
языковой
системы
ребенка.
Отмечается недостаточная дифференциация звуков: [т-т’-с-с’-ц], [р-р’-л-л’-j] и др.
Характерны своеобразные нарушения слоговой структуры слов, проявляющиеся в
неспособности ребенка удерживать в памяти фонематический образ слова при
понимании
его
значения.
Следствием
этого
является
искажение
звуконаполняемости слов в различных вариантах. Недостаточная внятность речи и
нечеткая дикция оставляют впечатление
«смазанности».
Все
это
показатели
не
закончившегося
процесса
фонемообразования. Остаются стойкими ошибки при употреблении суффиксов
(единичности,
эмоционально-оттеночных,
уменьшительно-
ласкательных,
увеличительных). Отмечаются трудности в образовании сложных слов. Кроме того,
ребенок испытывает затруднения при планировании высказывания и отборе
соответствующих языковых средств, что обусловливает своеобразие его связной
речи. Особую трудность для этой категории детей представляют сложные
предложения с разными придаточными.
Дети с общим недоразвитием речи имеют по сравнению с возрастной нормой
особенности развития сенсомоторных, высших психических функций, психической
активности.
3. Особенности осуществления образовательного процесса
3.1. Цель, задачи и принципы деятельности учителя-логопеда логопедического
пункта ДОУ по реализации коррекционно- развивающей работы с детьми,
имеющими нарушения речи.
Цель
программы
–
создание
условий
для
формирования
фонетической и лексико-грамматической системы языка, развития
полноценной
фонематического восприятия и навыков первоначального звукового анализа и
синтеза у детей с нарушениями речи (ФНР, ФФНР, ОНР и др. речевыми
патологиями), зачисленных на логопедический пункт ДОУ.
В процессе коррекционного процесса решаются следующие задачи:
выявить и своевременно предупредить речевые нарушения;
преодолеть недостатки в речевом развитии;
воспитывать артикуляционные навыки звукопроизношения и развивать
слуховое восприятие;
нормализовать звукопроизношение и слоговую структуру слова;
развивать навыки звукового анализа и синтеза;
развивать
лексико-грамматические
категории
и
связную
речь
(монологическую и диалогическую).
Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётомследующих
принципов:
принцип
природосообразности,
т.е.
синхронного
выравнивания
речевого и психического развития детей с нарушениями речи;
онтогенетический принцип, учитывающий закономерности развития
детской речи в норме;
принцип
индивидуализации,
учета
возможностей,
особенностей
развития и потребностей каждого ребенка;
принцип признания каждого ребенка полноправным участником
образовательного процесса;
принцип
поддержки
детской
инициативы
и
формирования
познавательных интересов каждого ребенка;
принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия
требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным
и возрастным особенностям детей;
принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
принцип постепенности подачи учебного материала;
принцип концентрического наращивания информации в каждой из
последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.
принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи;
принцип обеспечения активной языковой практики.
Основной формой работы с детьми является игровая деятельность — основная
форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие(индивидуальные
и подгрупповые) занятия, в соответствии с Рабочей программой носят игровой
характер,
насыщены
разнообразными
играми
и
развивающими
игровыми
упражнениями и ни в коей мере не дублируютшкольных форм обучения.
Таким образом, основной задачей Рабочей программы учителя-логопеда на 20212022
учебный
год
является
овладение
детьми
самостоятельной,
связной,
грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической
системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую
готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей
ступенью системы общего образования.
4. Целевой компонент рабочей программы учителя-логопеда ДОУ
4.1.
Целевые
ориентиры
(планируемые
результаты)
образовательной
деятельности учителя логопеда
Главной идеей рабочей программы является реализация образовательных задач
дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и
психического развития детей с нарушениями речи, зачисленных налогопункт ДОУ.
Результаты освоения рабочей программы учителя-логопеда представлены в виде
целевых ориентиров. В соответствие с ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного
образования определяются независимо от характера программы, форм
реализации, особенностей развития детей. Целевые ориентиры не
ее
подлежат непосредственной оценке в виде педагогической и/или психологической
диагностики и не могут сравниваться с реальными достижениями детей. Целевые
ориентиры,
представленные
во
ФГОС
ДО, являются
общими
для
всего
образовательного пространства Российской Федерации. Целевые ориентиры данной
Программы базируются на ФГОС ДОи задачах данной рабочей программы.
К
целевым
ориентирам
дошкольного
образования
(на
этапе
завершения
дошкольного образования) в соответствии с программой ДОУ относятся следующие
социально-нормативные характеристики возможныхдостижений ребенка:
Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и
желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы,
делать
умозаключения,
знает
и
умеет
пересказывать
сказки,
рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок
или по сюжетной картинке; у него сформированы элементарные навыки
звуко-слогового анализа, что обеспечивает формирование предпосылок
грамотности.
Ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он
обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире.
Ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на
знания и умения в различных видах деятельности.
Ребенок
инициативен,
самостоятелен
в
различных
видах
деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной
деятельности.
Ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и
взрослыми; у ребенка сформировалось положительное отношение к
самому себе, окружающим, к различным видам деятельности.
Ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет
радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен
договариваться, старается разрешать конфликты.
Ребенок обладает чувством собственного достоинства, верой в себя.
Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в
разных видах деятельности.
Ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам,
способен к волевым усилиям.
У ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и
вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои
движения, умеет управлять ими.
Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и
начального общего образования.
Результативность коррекционной логопедической образовательной деятельности
отслеживается через диагностические исследования 2 раза в год с внесением
последующих корректив в индивидуальные планы коррекции и в содержание всего
коррекционно-образовательного процесса.
Результаты мониторинга находят отражение в речевом профиле (речевых картах
детей), где отмечается динамика коррекции звукопроизношения и развития речевых
функций каждого ребенка, итоговом обследовании речевого развития детей на
логопункте
ДОУ,
ежегодном
отчете
учителя-логопеда.
Для диагностики
используются методики логопедического обследования:
«Наглядный материал для обследования детей » Е.А.Стреблевой
«Альбом для логопеда» Иншаковой О.Б.;
«Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической
системы речи» И.А.Смирновой
«Логопедический альбом для обследования звукопроизношения»
И.А.Смирновой
«Логопедический альбом для обследования лиц с выраженными
нарушениями произношения» И.А.Смирновой
«Речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста»
Крупенчук О.И.
Методики
логопедического
обследования
Т.Б.Филичевой,
Г.В.
Чиркиной.
Сроки проведения мониторинговых исследований – сентябрь, май.
Согласно целям и задачам образовательной области «Речевое развитие» основным
планируемым результатом работы в этой области является достижение каждым
ребенком уровня речевого развития, соответствующего возрастным нормам,
предупреждение
возможных
трудностей
в
усвоении
школьных
знаний,
обусловленных нарушениями речи, и обеспечивающим его социальную адаптацию и
интеграцию в обществе.
4.2.
Промежуточные
планируемые
результаты
образовательной
деятельности учителя-логопеда
Ребенок 5-6 лет, посещающий логопедический пункт ДОУ, должен обладать
следующими знаниями, умениями и навыками:
Нормализация фонетической стороны речи:
- правильно артикулирует все поставленные звуки речи в различных
фонетических позициях и формах речи;
- Дифференцирует все изученные звуки;
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми:
- свободно пользуется речью для выражения своих знаний, эмоций,
чувств;
- в
игровом
взаимодействии
использует
разнообразные
ролевые
высказывания.
Развитие компонентов ЛГСР (лексической стороны, грамматического строя речи,
связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах
детской деятельности:
- использует разнообразную лексику в точном соответствии со смыслом;
- использует сложные предложения разных видов, разнообразные
способы словообразования;
- составляет по образцу рассказы по сюжетной картине, по набору
картинок; из личного опыта, последовательно, без существенных
пропусков пересказывает небольшие литературные произведения.
Формирование звуковой аналитико-синтетической активности:
- способен проводит
звуковой
анализ
слов различной
звуковой
структуры;
- способен качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные,
твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный
гласный звук);
- правильно употребляет соответствующие термины.
Ребенок 6-7лет, выпущенный из логопедического пункта ДОУ, должен обладать
следующими знаниями, умениями и навыками в образовательной области ФГОС
«Речевое развитие»:
Нормализация фонетической стороны речи:
- правильно артикулирует все звуки русского языка
в различных
фонетических позициях и формах речи;
- Дифференцирует все звуки;
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми:
- способен
участвовать
в
коллективной
беседе
(самостоятельно
формулировать и задавать вопросы, аргументировано отвечать на
вопросы);
- свободно пользуется речью для установления контакта, поддержания и
завершения разговора.
Развитие компонентов ЛГСР (лексической стороны, грамматического строя речи,
связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах
детской деятельности:
- использует слова разных частей речи в точном соответствии с их
значением, активно пользуется эмоционально-оценочной лексикой и
выразительными средствами языка;
- использует
разнообразные
способы
словообразования,
сложные
предложения разных видов, разные языковые средства для соединения
частей предложения;
- самостоятельно
литературные
пересказывает
произведения,
и
драматизирует
составляет
по
плану
небольшие
и
образцу
описательные и сюжетные рассказы;
- называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в
словах, различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».
Формирование звуковой аналитико-синтетической активности:
- воспринимает слово и предложение как самостоятельные единицы
речи, правильно использует в своей речи;
- способен делить предложения на слова и составлять из слов (2-4);
- способен членить слова на слоги (2-4) и составлять из слогов;
- способен проводить звуковой анализ слов;
- понимает смыслоразличительную роль фонемы.
5. Содержательный компонент рабочей программы учителя-логопеда
ДОУ
5.1.
Описание коррекционной образовательной деятельности в
соответствии с направлениями речевого развития ребенка
Исходной методологической основой содержания коррекционной работы на
логопедическом пункте ДОУ являются положения, разработанные в отечественной
логопедии Л.С. Выготским, Р.Е. Левиной, Л.Е. Журовой, Т.Б. Филичевой, Г.В.
Чиркиной и другими.
Рабочая программа учителя-логопеда логопункта ДОУ на 2021-2022 учебныйгод
составлена на основе типовых базовых программ с учетом положений программы ДОУ
и ФГОС ДО:
- программа логопедической работы по преодолению фонетикофонематического нарушения речи у детей (авторы программы Т.Б. Филичева,
Г.В. Чиркина),
- программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития
речи у детей (авторы программы Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В,
Туманова)
- программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе
детского сада для детей с ОНР (под ред. Н.В. Нищевой).
Содержание коррекционной образовательной деятельности обеспечивает:
Выявление особых образовательных потребностей детей с нарушениями
речи;
Осуществление
индивидуально
ориентированной
медико-
педагогической помощи детям с нарушениями речи с учетом
особенностей
психофизического
развития
и
индивидуальных
возможностей;
Возможность освоения детьми с нарушениями речи основной
общеобразовательной
программы
ДОУ
и
их
интеграции
в
образовательном учреждении.
В соответствии со спецификой логопедического пункта ДОУ образовательная
область «Речевое развитие» выдвинута в рабочей программена первый план, так как
овладение родным языком является одним из основных элементов формирования
личности.
Основными направлениями работы учителя-логопеда ДОУ по коррекции и
развитию речи детей с нарушениями речи на логопедическом пункте ДОУ ( в
соответствии с образовательной областью «Речевое развитие» ФГОС ДО) являются:
1. Воспитание
звуковой
культуры
речи
(нормализация
звукопроизношения) - развитие восприятия звуков родной речи и
произношения;
2. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи
(развитие фонематического восприятия и слуха) – различение звука и
слова, нахождение места звука в слове;
3. Развитие активного словаря – освоение значений слов и их уместное
употребление в соответствии с контекстом высказывания, ситуацией, в
которой происходит общение;
4. Формирование грамматического строя речи:
А) морфология (изменение слов по родам, числам, падежам),
Б)
синтаксис
(освоение
различных
типов
словосочетаний
и
монологической
(рассказывание)
и
предложений),
В) словообразование;
5. Развитие
связной
речи
–
диалогической (разговорной);
6. Воспитание любви и интереса к художественному слову.
Содержание и организация образовательной коррекционно- логопедической
деятельности в условиях логопедического пункта ДОУ
Эффективность коррекционно - воспитательной работы определяется чёткой
организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным
распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе
всех субъектов коррекционного процесса.
Содержание коррекционной логопедической работы по преодолению ФФНР и ОНР у
детей, зачисленных на логопункт ДОУ, обеспечивает вариативность и личностную
ориентацию образовательного процесса с учетом индивидуальных возможностей и
потребностей детей.
Форма организации обучения на логопедическом пункте ДОУ – подгрупповая и
индивидуальная. В соответствии с ФГОС ДО основной формой работы с детьмидошкольниками является игровая деятельность. Рабочая программа учитывает это
положение, но предполагает, что занятие при максимальном использовании
игровых форм остается одной из основных форм работы с
детьми, имеющими нарушения речи. Организация деятельности логопеда в течение
года определяется задачами, поставленными Рабочей программой. Учебный год на
логопедическом пункте ДОУ условно делится на 3 периода:
1 период – сентябрь – ноябрь; 2
период – декабрь – февраль, 3
период – март – май.
Логопедическое обследование проводится с 1 по 15 сентября. Логопедические
подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся с 15 сентября по регламенту
НОД, составленному учителем-логопедом. По договоренности с администрацией
ДОУ и воспитателями групп логопед может брать детей со всех занятий. В отличие
от специализированного ДОУ задача коррекции речевой деятельности в системе
работы
логопункта
является
дополнительной.
Поэтому
в
расписании
образовательной деятельности нет времени, специально отведенного для занятий с
логопедом. Регламент логопедической НОД составляется таким образом, чтобы не
мешать усвоению общеобразовательной программы.
Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие
сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения. Дополнительно
проводятся подгрупповые занятия с детьми с ОНР
по развитию ЛГСР
и связной речи. Количество детей в подгруппе 2-3 человека. Частота проведения
индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности
речевого
нарушения,
возрастом
и
индивидуальными
особенностями
детей,
психофизическими
продолжительность
индивидуальных занятий 15-20 минут. Дети с ФН и ФФНР занимаются с
логопедом 2 раза в неделю, с ОНР – 2-3 раза в неделю.
Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении
комплекса
артикуляционных
упражнений,
направленных
на
устранение
специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии,
дизартрии и др. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность
установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать контроль над
качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект, сгладить невротические
реакции.
На
данных
занятиях
дошкольник
должен
овладеть
правильной
артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных
фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах
несложной слоговой структуры. Коррекционно-развивающая работа учителялогопеда с конкретным воспитанником ДОУ, зачисленным на логопедический пункт,
включает в себя те направления, которые соответствуют структуре его речевого
дефекта.
Продолжительность коррекционно-развивающей работы во многом обусловлена
индивидуальными особенностями детей. Примерная продолжительность занятий с
детьми с ФНР составляет 6 месяцев, ФФНР - 1 год, ОНР – 2-3 года.
Согласно
положению о логопедическом пункте ДОУ, в течение года на логопункте
занимаются не менее 20 детей. Выпуск детей может проводится в течение всего
учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедической
работы отмечаются в речевой карте ребёнка.
5.2.
Описание вариативных форм, способов, методов и средств
реализации рабочей программы логопеда
Исходя из целей и задач Рабочей программы учителя-логопеда МБДОУ детский сад
№9 «Колобок» были составлены следующие документы, регламентирующие работу
на логопедическом пункте ДОУ на 2022-2023 учебный год:
- Годовой план работы учителя-логопеда на 2022-2023 учебный
год, вкоторый входят планы работы с педагогами ДОУ, с
родителями, с детьми;
- Перспективный план работы с детьми 5-6 лет с ФНР, ФФНР и
ОНР;
- Перспективный план работы с детьми 6-7 лет с ФНР, ФФНР и
ОНР;
- Календарно-тематический
план
по
формированию
лексико-г
- План индивидуальной коррекционной работы по звукопроизношению
на логопедическом пункте ДОУ на 2022-2023 учебный год.